Первопечатник земли русской
(к 500-летию со дня рождения И. Федорова)
Всем общеизвестно, что первые книги в истории человечества были рукописными, на их создание тратилось огромное количество времени и сил. Поэтому и цена на книги была неимоверно большая, а на дом из библиотек они не выдавались. Во избежание воровства в читальных залах библиотек, в основном, монастырских, они были прикованы цепями к полкам и за их сохранностью зорко следили монахи, которые и занимались колоссально кропотливым трудом, переписыванием книг.
Время диктовало свои условия: человечеству нужен был более быстрый, дешёвый и более оптимальный способ создания книг!
С именем Иоанна Гуттенберга связано книгопечатание разборным текстом. А до этого в Западной Европе и Китае на единой доске вырезался текст, и далее делался его оттиск. Гуттенберг придумал набирать текст по буквам.
Но это в Европе, а что же на Руси? Технологию Гуттенберга распространил Иван Федоров- наш первопечатник. Появление книгопечатания тогда было настоящий прорыв в истории человечества.
Биография первопечатника Фёдорова полна тайн и загадок. О происхождении и ранних годах Ивана очень мало сведений. Известно, что он родился приблизительно в 1520 году в Великом княжестве Московском. Но истоинно то, что он был человеком разносторонне образованным, знавшим несколько языков, и талантливым.
Первой типографией, книги которой точно датированы, был московский Печатный двор во главе именно с И. Федоровым. И он начал работу с издания книги «Апостол» в 1563-64 годах.
Послесловие к этой книге - ценный исторический источник, описывающим причины и историю открытия первых русских типографий. Фёдоров создал 48 рисунков «Апостола», в том числе помещённую на фронтисписе гравюру с изображением апостола Луки.
Итальянец Рафаэль Барберини, который посетил Москву в 1565 году, с нескрываемым восхищением заметил: «В прошлом году они ввели у себя печатание… И я сам видел, с какой ловкостью и искусством уже печатались книги в Москве…».
В следующем году вышла вторая книга — «Часослов». Иван Грозный не ограничивал печатников в ресурсах, но у них возникла другая проблема — завистники и недоброжелатели. Поэтому вместе со своим другом Петром Мстиславцем в 1566 году ему пришлось бежать в Литву. Сам Фёдоров об этом писал: «…Таково свойство зависти и ненависти, которая без нужды клевещет, не знает, как ходит и на чем утверждается. Эта ненависть нас и погнала с земли, и с родины, и от родичей наших и в другие страны неведомые переселила».
Тем временем Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца радушно приняли король Великого княжества Литовского, выделил опытным печатникам помещение, денежные ресурсы (Фёдорова он даже одарил сельцом с крепостными) и они вскоре создали здесь типографию.
Первым её изданием стало «Учительное Евангелие» 1569 года — сборник бесед и поучений из византийской, болгарской и древнерусской литературы. Иван Фёдоров успел напечатать в 1570 году в Заблудове ещё одну книгу — «Псалтырь с Часословцем», но затем состарившийся гетман Ходкевич заболел, тронулся умом и стал требовать от Фёдорова, не маяться дурью, а осесть на земле и жить сельским хозяйством.
Русский первопечатник считал грехом, обладая данными ему Господом талантами, отказаться от просвещения людей, и, ему опять пришлось сменить место жительства, бросив и типографию, и магната. Осенью 1572 года вместе с инструментами и шрифтами он отправился во Львов.
Далее под руководством Фёдорова действовала типография и во Львове, поэтому он считается сегодня не только русским, но и украинским первопечатником.
В феврале 1573 года Иван Фёдоров начал, и через год закончил печать «Апостола» — точной копии московского издания. Количество иллюстраций увеличилось и на некоторых появились гербы Львова, гетмана Ходкевича и типографский знак самого печатника, который через десять лет воспроизведут на его могильной плите и на памятнике в Москве. Напечатали «Апостол» значительным тиражом, который может потягаться со многими современными изданиями — 3000 экземпляров!
В 1581 году Фёдоров создал ещё один свой шедевр — «Острожскую Библию», первую полную Библию на церковнославянском языке. Было напечатано по разным оценкам от 1000 до 1500 экземпляров. Одновременно годом ранее он издал «Новый Завет и Псалтырь». Третьей напечатанной книгой стала «Книжка собрание вещей нужнейших вкратце скорого ради обретения в книге Нового Завета». Это был первый в истории восточнославянской библиографии и документалистики алфавитно-предметный указатель.
В нашей модельной библиотеке не раз проходили мероприятия, посвещенные первопечатнику. Частым гостем таких встреч была заведующая библиотекой уфимской Крестовоздвиженской церкви, И.Н. Ентальцева. Вот что она рассказывала о первопечатнике:
«…И. Фёдоров изобрёл и многоствольную пушку и мортиру - прообраз "катюши" 20 века, и мог бы преуспеть во многих областях науки и техники. Но все свои знания, умения и талант он употребил на то, чтобы "духовные семена по всей Вселенной сеять", издавать книги, "Апостол", "Библию", первый славянский учебник "Азбуку", по которой много столетий учились на Руси дети.
Все его издания были выверены научно, в них не было опечаток, они были совершенны с точки зрения полиграфического искусства, книжной графики. Когда недоставало средств на работу типографии, он вкладывал в нее свои деньги от изобретений...
Где бы ни жил Фёдоров, он всегда подписывался - Иван Фёдоров Москвитин. Очень мало известно о его жизни, но его труды стали незабываемой страницей в истории русской культуры и всего человечества!..»