Сказка в русской живописи
«Что толку в книжке, – подумала Алиса
– если в ней нет … картинок?..»
Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»
Тема русской сказки издавна привлекала многих русских художников. В творчестве многих из них она занимает важное место. По мотивам русских народных сказок ими созданы прекрасные картины.
В качестве материала для создания своих произведений русские художники использовали не только народные сказки, сказания и былины, но и произведения А.С.Пушкина.
В XVII— XVIII столетиях над сюжетами сказок немало работали русские мастера лубочных картинок.
Во второй половине XIX века над темами сказки работали такие великие художники как В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Е. Д. Поленова, С. В. Малютин, И. Я. Билибин и другие.
Мы приглашаем Вас посетить виртуальную выставку «Сказка в русской живописи» и окунуться в волшебный мир русских сказок…
У великого русского художника В.М. Васнецова излюбленной темой была русская сказка. Слава живописца пришла к нему практически сразу. Свои картины Виктор Михайлович выставлял на выставках самой Академии и на выставках передвижников и за рубежом.
Благодаря своему таланту и любви к родине, Васнецов стал поистине народным художником. С творчеством Васнецова знакомы, наверное, все, по крайней мере у нас, в России. Его картины - это сказки, написанные на холсте с небывалой реалистичностью!
Главное направление его творчества- это былинно-исторический жанр. Алёнушка, Богатыри, Богатырский скок, Бой Добрыни Никитича с трёхголовым змеем, Царевна Несмеяна, Гамаюн и многие другие картины знакомы каждому в нашей стране и далеко за её пределами. Его работы висят в самых известных музеях мира, они используются для оформления книг, открыток, плакатов и др. Картины Васнецова — это сама русская культура, русский дух.
Одна из картин называется «Царевна Несмеяна». Это великое произведение великого мастера, и чем более внимательно мы вглядываемся в него, тем больше вопросов у нас возникает.
Царевна восседает на возвышении и пустой, утомлённый взор её обращён в никуда или в бездну раздумий. Задумка Виктора Михайловича понятна: главным впечатлением зрителя должен стать эмоциональный холод, которым веет от облика сказочной Царевны, у которой нет и ни намёка на улыбку.
Среди русских художников имя И.Я. Билибина стоит особняком. Он не писал больших художественных произведений, он занимался именно иллюстрациями, и первый создал детскую книгу, в основе которой лежала русская народная сказка.
Билибин увлекался русскими первопечатными книгами с их изумительными миниатюрами, которые раскрашивались вручную. А каким удивительным шрифтом эти книги были написаны! Но он их не разглядывал их, а изучал. И начал делать рисунки в стиле старинных миниатюр: тончайше выводил контур, а затем раскрашивал их без оттенков. Такие рисунки органично ложились на плоскость листа и прекрасно сочетались с византийским шрифтом. Это и дало Ивану Яковлевичу возможность одному из первых подойти к ансамблевому решению детской книги. Через несколько лет его техника будет основной для советской мультипликации: контур и цветная заливка.
Иван Яковлевич создавал не отдельные рисунки - он стремился к ансамблю: обложка, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт стилизовал под старинную рукопись. Названия сказок делал исключительно славянской вязью. Чтобы ее прочесть, требовалось вглядеться в затейливый рисунок букв. Все страничные иллюстрации окружал орнаментальными рамками, как деревенские окошки резными наличниками.
Художник писал иллюстрации так, чтобы они полностью поясняли текст, чтобы даже неграмотный человек, просто листая книжку, понял, о чем в ней речь.
В России имя художника Билибина давно стал предметом национальной гордости. Иметь в домашней библиотеке книги с его иллюстрациями — добрая традиция и признак хорошего тона. Это правильно: ребёнка с первых лет его жизни должны окружать образцы подлинного, высокого искусства.
Еще один прекрасный художник – Н.М. Кочергин. Это советский художник-иллюстратор, посвятивший детской книжной иллюстрации почти три десятка лет. Много лет он сотрудничал с издательством "Детгиз".
Во второй половине пятидесятых годов вышел "Всадник без головы" в его оформлении, а "Конек-горбунок" Ершова с иллюстрациями Николая Михайловича переиздавался несколько раз!
Как не упомянуть имя замечательного русского художника, акварелиста, графика С.С. Соломко! С конца 1880-х гг. он начал сотрудничать с художественными журналами, такими как «Нива», «Мир искусства», «Шут», «Север» в качестве иллюстратора. Выполнил для издательства А.С. Суворина иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина, А.П. Чехова, М.Ю. Лермонтова и других авторов.
Еще одним видом художественных работ Сергея Сергеевича составляли зарисовки театральных постановок для публикаций их в театральной периодике. Исполнял афиши. По его рисункам издавались открытки. Создал несколько серий открыток на темы русской старины для издательства Лапина.
Популярность принесли не только исторические акварели и книжная графика, но и работы в области ювелирного искусства и костюма: художник создавал модели для Императорского фарфорового завода, сотрудничал с ювелирной фирмой К. Фаберже. В 1903 году исполнил эскизы древнерусских костюмов для костюмированного бала в Зимнем Дворце.
Поистине талантливый русский художник, воспевший Русь!
Эти и многие другие талантливые русские художники-иллюстраторы на века подарили нам сказку! На своих полотнах они "оживили", одухотворили наших любимых с детства сказочных героев и помогли передать их внутренний мир.
Воспитательное значение сказок огромно, поскольку своими корнями она уходит в историю жизни нашего народа. Художники, нарисовав тот или иной сюжет, помогают нам ближе познакомиться со сказкой и подталкивают к ее прочтению!
Читайте детям и перечитывайте сами русские народные сказки, а прекрасные иллюстрации позволят Вам глубже погрузиться в волшебный мир сказки!
На нашей соцстранице ВКонтакте Вы сможете посмотреть виртуальную выставку "Сказка в русской живописи", пройдите по ссылке: https://vk.com/club38264202?w=wall_38264202_1575%2Fall