Восемь лет творчества
П. А. Федотов - русский живописец и график, академик живописи, родоначальник критического реализма в русской живописи.
В этом году 205-лет со дня рождения Павла Андреевича. Его картины: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Разборчивая невеста», «Вдовушка» и другие работы широко известны.
Прожил Павел Андреевич непростительно короткую жизнь: 37 лет и провел свои последние дни в полнейшем одиночестве …
Картины и рисунки Федотова отличает остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты разных сословий и обстоятельств их жизни, точность социальных характеристик.
По профессии он был военным, капитаном гвардии. А родился в бедной семье екатерининского служащего в Москве. В отличие от других художников, чьи способности были замечали родители и развивали наставники, Федотовым в детстве никто не занимался. Он проводил время в шумных играх и драках со сверстниками, беготне по чердакам летом, катанию с горок зимой. Именно жизнью в патриархальном московском захолустье искусствоведы потом будут объяснять своеобразие живописи и графики художника. Родись он в строгом, европейском Петербурге, а не в простодушной купеческой Москве, не вышло бы ни «основателя», ни «родоначальника».
В 11 лет Федотова отдали учиться в Кадетский корпус. Удивительно, но на уроках рисования в Корпусе Федотов скучал. Больше занимали его история с географией. Там, где над страницей учебника однокашники начинали зевать, Федотову рисовались ярчайшие сцены. Он был наделён воображением редкой интенсивности.
За масляные краски он поначалу браться не решался, но много упражнялся в графике, акварели и сепии.
Долго его основной темой оставалась та, что перед глазами, – военная. Опекавший подразделение Федотова великий князь Михаил Павлович был в таком восторге от батальных талантов гвардейца (и от собственных портретов, которые Федотову удавались особо), что подарил ему бриллиантовый перстень и доложил о нём государю Николаю Павловичу.
Когда Федотов дошел до мысли, что профессиональная выучка ему необходима, он был уже сложившимся художником. С целью, как выразится потом Бенуа, «укрепить свою руку на срисовывании мертвых тел и натурщиков», Федотов стал посещать вечерние классы Академии.
К 1844 году Федотов встал перед сложным выбором между многообещающей карьерой военного и неопределённой, полунищей будущностью художника. Он ходил советоваться к Брюллову, самому успешному на тот момент русскому художнику. Брюллов не рекомендовал уходить в отставку, говорил: в возрасте Федотова становиться художником поздновато.
Но вмешался И.А. Крылов. Благодушный и флегматичный с виду, на деле он был язвителен и трезв. Крылов видел карикатуры и наброски Федотова и пришёл в восхищение. Цепкость взгляда, жизненность, скрытое морализаторство – всё это было сродни самому баснописцу. И он написал Федотову письмо, суть которого сводилась к тому, что задача художника в современном обществе – обличать скверность русской жизни и этим способствовать её улучшению. Миссия трудная, но благородная. Федотов воспринял слова Крылова с энтузиазмом и вышел в отставку.
С 1846-го по 1848-й созданы главные картины Федотова, которые сразу обеспечили ему всё, кроме богатства: признание коллег, звание академика, огромную популярность у зрителей. Первым был написан «Свежий кавалер», немного позже – «Сватовство майора», «Разборчивая невеста» и «Завтрак аристократа».
На выставках к картинам было не протолкнуться: толпа не редела до вечера. Для середины XIX в. оказалось откровением увидеть на холсте не государей императоров, прославленных военачальников или, на худой конец, античных божеств, а собственных современников – заурядных, смешных и таких узнаваемых!